may 16, 2021
Некрополь Иверского монастыря
За пределами Петербурга некрополей тоже хватает, а их судьбы порой даже печальнее столичных.
В Самаре, например, не сохранилось ни одного дореволюционного кладбища (а их было около десяти), были разрушены почти все храмы, уничтожены памятники, — можем считать это расплатой города за революционный пыл, ведь многие видные деятели, в том числе и Ленин, начинали свой путь именно здесь. Да и в Гражданскую войну Самара играла далеко не последнюю роль (наступление Дутова, захват города чехословацким корпусом, вывоз в Самару «золота Колчака», «чапанная война» и т.д.).
Одним из уничтоженных некрополей Самары является кладбище Иверского женского монастыря.
В 1850 году была основана женская община, которая спустя 10 лет была переименована в женский монастырь. На территории монастыря было три храма, колокольня, жилые корпуса, мастерские, различные хозяйственные постройки. Имелись и два кладбища: небольшой участок для священнослужителей и участок побольше для монахинь и мирян (последних хоронили за отдельную плату).
На «нижнем» монастырском кладбище хоронили именитых горожан Самары. В некрополе был погребен П.В. Алабин и его семья, архитектор А.А. Щербачев, князь Л.С. Кугушев, граф Н.А. Толстой (отец А.Н. Толстого); также в некрополе хоронили дворян, купцов, почетных граждан Самары. Захоронения проводились с 1850-х годов, и к 1917 году в некрополе Иверского монастыря было около 700 захоронений.
Разумеется, могилы людей такого ранга выглядели соответствующе. На этой фотографии за оградой монастыря среди деревьев вы можете заметить часовни — они были установлены над некоторыми склепами.
Это место являлось не только духовным центром города, но и потрясающим архитектурным ансамблем, замечательно видным с Волги.
И не только с Волги — даже вблизи Иверский монастырь не теряет своей монументальной и торжественной красоты:
Разрушение монастырского ансамбля началось в 1925 году, когда было принято решение о закрытии монастыря и его превращении в жилище для рабочих Жигулевского пивзавода и Самарской ГРЭС. 18 июня 1930 г. Горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». После этого были разобраны колокольня и Сретенский храм (пятикупольный), ограда, часовни, снесены некоторые корпуса и хозяйственные постройки. Часть территории Иверского монастыря была отдана под застройку жилыми домами, один из которых (по адресу ул. Вилоновская, 2А) стоит ровно на месте кладбища священнослужителей рядом с некогда существовавшим Сретенским собором.
Некрополь Иверского монастыря был разорен и осквернен. Склепы вскрывались, в них бросали мусор, поверх могил насыпалась земля. Доходило до совсем уж отвратительного: так, рядом с могилой П.В. Алабина, в районе семейного склепа князя Кугушева, был устроен уличный туалет.
На долгие десятилетия некогда процветающий монастырь прекратил свое существование.
Возрождение Иверского женского монастыря началось в 1991 году: вновь был получен статус монастыря, проводились реставрационные работы. Монастырский некрополь тоже стали исследовать: в начале XXI века на основании метрических книг и напечатанных материалов был составлен список захороненных из 593 имен, который позднее был дополнен. К настоящему времени известно о 763 погребенных.
В 2006 году, при строительстве часовни Царственных Страстотерпцев, рабочими был найден склеп, что повлекло за собой масштабные исследования.
В период с 2006 по 2008 гг. на территории Иверского некрополя проводились археологические раскопки в рамках охранно-спасательных работ.
Количество и добротность сооружений поражает:
Склепы — подземные усыпальницы, […] в которые помещались гробы с усопшими. В отличие от католического обычая строительства усыпальниц, стоящих на поверхности земли, православный канон устройства таких сооружений требовал их полного и глубокого помещения под землей […] На поверхности над склепами воздвигались наземные конструкции (часовни, памятники), имевшие мемориальное значение.
цитата по статье П.Ф. Кузнецова, М.А. Турецкого, Н.В. Ивановой, В.А. Скарбовенко «Итоги изучения некрополя на территории Иверского женского монастыря города Самары»
Кроме того, во время раскопок были найдены и грунтовые захоронения (то есть обычные могилы). В захоронениях находили иконы, кресты, стеклянные флаконы, детали церковной утвари разной степени сохранности (почитать об этом подробнее можно здесь).
Кроме того, в культурном слое некрополя были обнаружены надгробные памятники, которые после окончания работ были установлены на (бывшей) территории некрополя.
Вот так выглядит Иверский некрополь сейчас. Эти малочисленные надгробия у подножия склона — все, что осталось. Сравните с тем, как было раньше:
Давайте немного поговорим о захороненных на этом кладбище. Вероятно, не-самарцам (да и многим самарцам, к сожалению) фамилии Алабин, Курлин, Нащокин, Луковников, Субботина и другие мало что скажут, но поверьте — эти люди были теми, кто создавал город, который мы частично видим и сейчас. Например, вот надгробие Г.И. Курлина — купца, благотворителя, гласного Городской думы:
А вот дом Курлиной (жены сына Г.И. Курлина), один из первых особняков в стиле модерн в Самаре:
Не будь Георгия Ивановича — не было бы одного из самых известных самарских строений. Но помним ли мы об этом человеке? Уважаем ли его? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно взглянуть на его надгробие.
Чуть лучше выглядит этот памятник:
Похоронен Владимирович Алабин был в Иверском женском монастыре в Самаре, где до сих пор сохранилось его надгробие — но не само тело. Считается, что семейное место Алабиных было осквернено в 1920–1930е, когда кости были выброшены из склепа.
А вот еще одно надгробие:
И снова связь человека и облика города. Борис Николаевич Позерн был провизором, а дела его шли так хорошо, что он построил себе чудный деревянный дом в стиле модерн, который в 2016 году был отреставрован командой «Том Сойер Фест»:
Список таких связей можно продолжать и продолжать — даже среди десятка чудом сохранившихся надгробий мы видим тонкие переплетения судеб людей с судьбой города. Эти переплетения есть самое важное в городском пространстве: они связывают прошлое с настоящим, создают атмосферу места, создают город как таковой.
Обратите внимание, что эти памятники довольно сложные в исполнении: это и фигурные надгробия из полированного гранита, и каменные надгробия с потрясающей резьбой, и муфтированные колонны… Некоторые памятники были заказаны из Петербурга и Москвы. Это была дорогая работа — но результат того стоил. Отдельно стоит упомянуть и эпитафии: трогательные слова от мужей женам, от детей родителям, упоминание заслуг человека, стихотворные строки или цитаты из Библии — огромный культурный и антропологический пласт, эмоции тех людей, давно ушедших, будто бы снова здесь. Надгробия Иверского некрополя впечатляют даже в разрушенном своем виде, пролежав почти сто лет в земле; только представьте, как выглядел этот некрополь перед революцией, представьте, какой дивной силой красоты, памяти и вечной жизни обладало это место.
К старым кладбищам необходимо относиться с почетом и уважением. В советское время, уничтожив и разграбив их, люди уничтожили и разграбили не царя, дворян и буржуев — люди уничтожили и ограбили себя. Последствия этого грабежа мы ощущаем до сих пор. Но важно помнить, что признать ошибки и исправить их еще не поздно, и в наших силах сохранить то, что осталось. И никогда не допустить такого вновь.
Памятный крест на месте некрополя Иверского монастыря
«На сем месте в некрополе захоронены: духовенство — 52, монахини, инокини, послушницы — 276, дворяне — 54, мещане — 69, купцы — 126, чиновники — 106, крестьяне — 45, военные — 25, неизвестное сословие — 10. Всего 763 человека»