july 7, 2021
Обычная жизнь «городов-праздников»: музей под открытым небом
Закрываю гештальты и некогда начатые серии текстов! Это третий и последний текст из цикла о городах-праздниках. Если пропустили, то в первом тексте я рассказывала о разоренном кладбище в Сочи, а во втором — о староверческом кладбище в Олимпийском парке. Сейчас же я хочу рассказать о Пятигорском некрополе.
Информации об этом кладбище в интернете, как ни странно, очень мало: указана дата основания некрополя и перечислены некоторые, особо известные, погребенные. Кроме того, все сайты повторяют одну и ту же байку — мол, место для кладбища выбрал губернатор фон Сталь, найдя красивое место на холме, и сказал, что первым тут нужно похоронить «какое-то значительное лицо». И — неожиданный поворот! — через пару дней фон Сталь скончался и был погребен на выбранном им кладбище. А еще немногочисленные сайты упоминали, что на Пятигорском кладбище похоронили М.Ю. Лермонтова (уже потом бабушка поэта перевезла прах в Тарханы). Вот и все, что мне удавалось прочитать в интернете.
Когда я приобрела небольшое издание «Пятигорский некрополь», я надеялась узнать больше — в конце концов, даже в Пятигорском краеведческом музее мне сказали, что эта брошюра является единственным (!) источником информации о кладбище.
Стоит ли говорить (или вы уже догадались?), что из «Пятигорского некрополя» я узнала не намного больше?
По крайней мере я поняла, откуда растут ноги упомянутой выше байки — именно из этой брошюры, потому что и тут она упомянута. Итак, немного истории!
Пятигорск был основан в 1780 году (тогда он назывался Констатиногорской крепостью), и находился чуть в стороне от нынешнего города, в районе станции Новопятигорск.
Рядом с крепостью и производились захоронения первых жителей.
В 1820 году в Пятигорск (город получил название по находящейся рядом горе Бештау, где тюркское «беш» — пять, а тюрк. «тау» — гора) были приглашены архитекторы Бернардацци — батья Иосиф и Иоганн, которые разработали план застройки Пятигорска. Началась постройка первых каменных зданий, город разрастался и хорошел. В связи с этим и встал вопрос о новом месте для кладбища, которое и выбирал губернатор Карл Федорович фон Сталь.
Историю о выборе места вы уже знаете, добавлю лишь, что похоронен фон Сталь был 28 июля 1824 года — эта дата и считается днем основания некрополя. Нечасто мы можем узнать дату самого первого погребения на кладбище!
Вскоре было поручено составить проект кладбищенской церкви. Кому было поручено — вопрос сложный, кто-то пишет, что братьям Бернардацци, а кто-то — Д.Н. Устинову. В любом случае, строительство небольшой церкви, освященнной во имя праведного Лазаря, было закончено в 1856 году.
Однако эта церковь простояла менее полувека — в 1880х в результате оползней на здании появились трещины. Восстановление было признано нецелесообразным, кроме того, верующие считали появление трещин дурным знаком, и для строительства новой церкви было выбрано другое место — у северной границы некрополя. Старая церковь была разобрана, и в 1895 году был заложен фундамент новой церкви, которая была возведена в честь епископа Лазаря. Освящение храма состоялось в 1903 году.
Интересно, что камень из разобранной церкви пошел на строительство новой Лазаревской церкви.
Лазаревская церковь сооружена в стиле древнерусского классицизма. Это однокупольный шатровый храм. Доминирующее место в силуэте храма занимает купол, который покоится на 8-гранном барабане, опирается на 4 каменных массивных столба. Главный вход расположен с западной стороны, украшен массивным порталом и полуколоннами, высеченными из машукского камня, имеет форму, типичную для русских церквей XVII века. Через узкие оконные проемы в храм поступает свет, создавая настроение, соответствующее траурной церемонии.
цитата по изданию Пятигорского краеведческого общества «Пятигорский некрополь», 1993 год
Неорусский стиль в культовой архитектуре в конце XIX — начале ХХ вв. был довольно популярен — достаточно вспомнить Спас-на-Крови.
Кстати, это единственный храм Пятигорска, действующий на протяжении всего ХХ века.
Лазаревская церковь сооружена в стиле древнерусского классицизма. Это однокупольный шатровый храм. Доминирующее место в силуэте храма занимает купол, который покоится на 8-гранном барабане, опирается на 4 каменных массивных столба. Главный вход расположен с западной стороны, украшен массивным порталом и полуколоннами, высеченными из машукского камня, имеет форму, типичную для русских церквей XVII века. Через узкие оконные проемы в храм поступает свет, создавая настроение, соответствующее траурной церемонии.
цитата по изданию Пятигорского краеведческого общества «Пятигорский некрополь», 1993 год
На карте, данной в издании, деления на участки нет (или они не подписаны), но все равно обратимся к ней:
Некрополь действительно огромный и местами даже сохранившийся. Однако мне сложно даже представить, как могла выглядеть территория кладбища в 1914, скажем, когда за ним еще осуществлялся уход. Сотрудник краеведческого музея, кстати, сказал, что сейчас кладбище «еще более-менее», ~40–50 лет назад оно было совершенно заросшим, и расчистили его не так давно (якобы из-за могилы Лермонтова). После этого мне стало страшно представлять, каким же некрополь был в советское время… Передо мной кладбище предстало полуразрушенным, местами заросшим непроходимыми кустами с колючками, но с восхитительным рельефом местности (горы!) и немногими сохранившимися потрясающими надгробиями.
Обратите внимание, как интересно перекликаются зазубрины памятника с силуэтом гор вдали! Кстати, братья Бернардацци из того же города Лугано в итальянском кантоне Тичино в Швейцарии, откуда был И.Е. Лукини (строитель пакгаузов на Стрелке и герой одного из моих текстов), А. Адамини и многие другие талантливые мастера.
Братья Бернардацци принимали участие в строительстве Исаакиевского собора в Петербурге, и создали тот Пятигорск, который и сейчас поражает приезжающих в город.
Состояние же надгробия этих замечательных людей оставляет желать лучшего, да и с пирамиды утрачен шар с крестом:
На надгробии интересный барельеф, отражающий деятельность погребенной — она была учительницей. На барельефе — учительница и ученики, к ней подходящие. Анне Цаликовой было посвящено множество стихотворений замечательного осетинского поэта Коста Хетагурова, который долгое время был безответно влюблен в Анну, предлагал ей выйти за него замуж, но получил отказ:
Да, встретились напрасно мы с тобою, -
Не по пути нам, милое дитя,
Не будем жить мы радостью одною,
Твоею стать не может скорбь моя…
*Бальнеология — раздел медицины, изучающий целебные грязи и минеральные воды с целью их лечебно-профилактического применения.
Первоначальное место погребения поэта было утеряно, но по воспоминаниям очевидцев специальная комиссия в 1901 году решила, что могила Лермонтова была рядом со склепом Шан-Гиреев, где два года спустя и был установлен обелиск.
М.Ю. Лермонтов был застрелен Н. Мартыновым на дуэли — до сих пор историки и литературоведы спорят, что стало причиной ссоры, повлекшей за собой дуэль, не была ли дуэль спланированным самоубийством (или убийством) и т.д.
Семейный склеп Верзилиных и Шан-Гиреев находится в подвальной части первой кладбищенской Лазаревской церкви — той самой, которую разобрали из-за трещин.
Ниже представлены фотографии дореволюционных надгробий в виде аналоя*.
*Аналóй, или аналогий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.
А вот несколько интересных советских надгробий:
А теперь покажу надгробия, которые сложно отнести к одной — дореволюционной или советской — категории. Речь о перебитых надгробиях, то есть надгробиях, с которых сбили информацию о захороненном и выбили другую, о другом человеке. В Пятигорском некрополе они встречаются очень часто, ни на каком другом кладбище (а я много посетила) я не видела такого количества перебитых надгробий.
Я многое могу понять, но использование чужих надгробий (а тем более их уничтожение) понять не смогу никогда. Уничтожение чужой собственности по сути являлось и уничтожением памяти, а стоило ли оно того?.. Да и контраст между изысканным и богатым дореволюционным и кустарным и бедным советским настолько очевиден на приведенных выше фотографиях, что и смешно, и грустно.
Сравните «перебивки» с чисто дореволюционными надгробиями или же советскими — и те, и другие выглядят куда выигрышнее, соответствующе своему времени.
Хоронили на Пятигорском кладбище вплоть до революции, и даже после — захоронения в родственные могилы производились, судя по датам на надгробиях, и в войну, и в 1950е, и позднее — официально некрополь считается закрытым с 1964 года (тогда кладбище собирались срыть для строительства санатория и парка). Вот тут можно посмотреть список дореволюционных захоронений (разумеется, не всех) и некоторых советских.
Неоднократно в СМИ КМВ и Пятигорска появлялась информация о том, что Пятигорский некрополь планируется привести в порядок, облагородить и даже цифровизировать (создать виртуальную карту некрополя, оцифровать списки погребенных для поиска родственников и т.п.).
Надеюсь, однажды так оно и будет.
UPD от 18.02.2022: спасибо @nekropolpyatigorska за правки и дополнительную информацию.
Источники:
Originally published at https://telegra.ph on July 7, 2021.