july 16, 2021
Роща памяти
В России есть много мест, где несколько стран будто бы наложены друг на друга, и до сих пор непонятно, к какой стране в действительности эта территория относится. Изборск, который более двадцати лет был эстонским, Калининград, который почти все время был немецким, Смоленск, — список можно продолжать. Но северная часть Ленинградской области и Выборг в особенности (современной) России словно и не принадлежат — так мало в этой местности того, что мы привыкли считать «российским».
Это касается, разумеется, и кладбищ, ведь они, по словам Д.С. Лихачева, являются элементами города и ценной частью городской архитектуры. Кладбищ в Выборге несколько: два действующих и в два раза больше закрытых. Об одном из них я и хочу рассказать.
О Сорвальском кладбище я узнала в Интернете, хотя уже трижды бывала в Выборге (да, было время, когда я ездила куда-то и не ходила по кладбищам), и в свой четвертый приезд решила добраться до этого некрополя. Таксист высадил меня у леса, махнул рукой, мол, вот ваше кладбище, и был таков. Сначала я подумала, что это неудачная шутка, а потом тут и там в траве между деревьев я стала замечать надгробия. Одно, второе, десятое… Весь лес был ими усыпан.
Сорвальское кладбище находится на острове Сорвали (фин. Sorvalinsaari; сейчас — о. Гвардейский) неподалеку от Выборга. Оно появилось одновременно с другим выборгским кладбищем, Ристимяки, в конце XVIII века.
Город постепенно разрастался, расширял свои границы. В ХVIII веке здесь возникли форштадты: Выборгский (ныне Петровский поселок) и Петербургский (район нынешней Красной площади и Ленинградского шоссе). Проживало здесь преимущественно русское население. В конце ХVIII века в этих пригородах возникают кладбища, а при них — храмы. Этому процессу способствовали и правительственные постановления. Так, в 1772 году вышли указы Сената «О запрещении хоронить умерших внутри городов» и «О постройке церквей на кладбищах». Были приняты меры и по сохранности могил. Еще при Анне Иоанновне варваров, тревоживших покой умерших, приговаривали к смертной казни. При Екатерине II был издан — 5 октября 1772 года — указ Сената «О сохранении кладбищ и могил от разрытия и наказании виновников, покусившихся на сие преступление». Что это были за наказания, свидетельствует пример крестьянина деревни Тушино Московского уезда, который за подобное преступление был бит кнутом на площади, затем ему вырвали ноздри, «поставили знаки на лбу и щеках» и сослали навечно «в тягчайшую работу» (в наше время таковые поступки преступлениями, к сожалению, не считаются и совершаются безнаказанно).
цитата по сайту terijoki.spb.ru
Кладбища появились в том числе благодаря вышеупомянутым указам Сената. Первые захоронения на этой территории были совершены в 1798 году. Кладбище было открыто до 1944 года, когда на территорию пришли советские солдаты, и началось разрушение некрополя.
На Сорвальском кладбище было несколько участков городских и сельских общин: немецкий, финский, шведский, но самым большим (примерно половина всей территории в 7 га) был православный — там даже была построена своя церковь.
На территории кладбища хоронили многих известных выборжцев (и не только выборжцев), например, директора Королевской библиотеки в Стокгольме, вдохновителя финского национального движения Адольфа Арвидссона (1791–1858), генерала, участника финской войны Отто фон Феандта (1762–1823), бизнесмена, сторонника финского национального движения и социального равенства Яакко Хакли (1848–1902), исследователя финской народной поэзии, одного из создателей финского литературного языка Юлиуса Крона (1835–1888), меценатов Виллиама и Эстер Отсакорпи, членов семьи Хакманов — меценатов, коммерсантов, мастера по изготовлению ковров (он даже ездил в Турцию учиться этому!) Матти Рюнена (1846–1914), талантливого педагога и умелого управляющего, первого директора Бемской школы Карла Готтлиба Бема (1823–1856), гениального спортсмена Оскара Фримана (1893–1933) и многих, многих других. Именно в Сорвали первоначально был погребен Людвиг фон Николаи (1737–1820), барон и первый владелец усадьбы Монрепо, куда в 1822 году были перенесены его останки.
Кроме того, на кладбище в Сорвали хоронили и военных: участников русско-шведской войны 1808–1809 гг., Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853–1856 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг., Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. На кладбище были погребены в братских могилах жертвы террора белофиннов, расстрелянные весной 1918 года. Также на территории некрополя были похоронены советские военнопленные, содержавшиеся в финских концлагерях в 1941–1944 гг., но их могилы, так же, как и могилы времен ВОВ, не сохранились.
Сорвальское кладбище было богатым: там строились и огромные семейные захоронения-капеллы, и крупные каменные надгробия, но были и небольшие, или же кресты. Большая их часть была из гранита (что вполне логично, учитывая местность), и поразительно, что до сих пор многие надгробия остаются на территории некрополя — хотя и далеко не все.
Сейчас от многих надгробных сооружений ничего не осталось, кроме обломков с еще видными именами, фамилиями и датами жизни. Мне эти обломки кажутся не просто частями надгробий, но разбросанными по северному лесу осколками истории — нашей с вами истории. Лишь редкие могилы на Сорвальском кладбище восстановлены. Например, вот место захоронения семьи Отсакорпи, о которой я упоминала выше.
А вот как выглядела эта могила до разрушения и восстановления:
Обратите внимание на задний план — сколько надгробий, крестов!.. Сейчас же на их месте лес.
Не менее разителен контраст до/после еще одного семейного надгробия, о котором я тоже упоминала выше — семьи Хакманов. Сейчас оно выглядит вот так:
Отмеченное камнями место, несколько уцелевших надгробных плит и памятный камень — это все. А вот так выглядело это место раньше:
Некоторые памятники были восстановлены без оглядки на оригинал. Например, вот надгробие спортсмена Оскара Фримана:
Оригинальное надгробие было утрачено, на кладбище было найдено всего несколько обломков. Согласитесь, что наличие памятника известному человеку — хорошо, но современный памятник совершенно выбивается из окружающего пейзажа своим внешним видом. Но большая часть памятников, повторюсь, просто разбросана по территории кладбища, ставшего лесом, поросшего травой в человеческий рост, папоротником и молодыми деревцами.
Если проходить Сорвальское кладбище с севера на юг, то примерно на середине кладбища, между финским, шведским, немецким и православными участками можно увидеть… жилой дом.
Судя по объявлению, дом расселят в ближайшие годы, но сам факт строительства жилого дома на чьих-то могилах, конечно, поражает. Я уже молчу о том, что это нарушает действующее законодательство РФ.
На православном участке тоже есть несколько облагороженных участков.
Здесь было установлено надгробие вице-адмирала Д.И. Рудакова, найденное на территории некрополя, а также некоторые другие — в том числе и безымянные.
В лесной низине мне встретилось сооружение, которое я сначала приняла за кирху. И ведь похоже:
Но оказалось, что это трансформаторная будка.
Даже церковь на этом кладбище не сохранилась!.. И это правда. Церковь, хоть и была, только в другом месте — через дорогу, все же оказалась разрушена.
Итак, в конце XIX века на территории некрополя была построена православная церковь Успения Божией Матери.
Относилась она к военному ведомству, была приписана к гарнизонной церкви во имя апостола Павла (находилась на Выборгском форштадте, сейчас — Петровский поселок). К сожалению, очаровательная деревянная церковь была разрушена в 1944 году, — но еще до того многие иконы и предметы церковной утвари вывезли в Финляндию, и сейчас они либо хранятся в музеях, либо используются по назначению в действующих храмах.
8 июля 2007 года на месте, где стояла церковь, был открыт памятный знак.
За камнем можно заметить дорожное ограждение, собственно дорогу, а дальше — снова лес.
Дорогу проложили в советское время прямо по православной части Сорвальского кладбища. Это хорошо видно на карте:
На этой крошечной территории, кроме памятного камня, осталось всего несколько надгробий.
В 2007 году был создан совместный российско-европейский проект «Мемориальный парк Сорвали: наше общее культурное наследие», нацеленный на продвижение общего культурного наследия русского и финского народов. Еще одним названием этого проекта было «Сорвали: роща памяти». В рамках проекта значительная часть территории кладбища была расчищена, многие надгробия подняты, отмыты и восстановлены. Также началась обширная архивная работа, чтобы восстановить имена погребенных на кладбище. Работы ведутся до сих пор.
Остается надеяться, что на месте некогда крупнейшего кладбища Выборга действительно появится мемориальный парк, где люди из разных стран смогут почтить память своих предков, внесших огромный вклад в развитие не только Финляндии, Швеции или Германии, но и России.
Сорвали — старинное названье
Посёлка, где жила я много лет.
Причалы в лодках, первые признанья
И хрупких лилий непорочный цвет.
Саари Сорвали — из детства остров странный,
Где скалы выползают из воды.
Прилива шорох галечно-песчаный,
На островах заросшие сады.
Саари Сорвали — войною опаленный,
На финском кладбище уютно и красиво,
А на могиле каменное диво —
Фигура женщины коленопреклоненной. Мне нынче стыдно.
Вспоминаю Бога.
Уж нет заветной девы на могиле.
По кладбищу проложена дорога.
Прости нас, Сорвали! Не ведая, творили…
стихи Светланы Немыкиной