april 12, 2022
Спасо-Бочаринское кладбище
Сегодняшний рассказ будет против обыкновения весьма коротким: расскажу про еще одно кладбище на Выборгской стороне. Упоминание о нем я нашла в справочнике Саитова:
Начнем с разговора о Спасо-Бочаринской/Тихвинской/Происхождения древ животворящего Креста Господня церкви. Где она находилась (и где находилось само кладбище)?
Вот церковь, даже две (почему две — узнаем позже). Вверху — Нева, но все равно непонятно. Ладно, покажу современную карту, нужное место отмечено желтым маркером:
Видим, что церковь (церкви?) и кладбище находились на пересечении современных ул. Комсомола и ул. Михайлова, недалеко от Финляндского вокзала и почти напротив «Крестов». Когда же началась ее история?
А история началась в 1714 году, когда «…въ честь праздника происхожденія честныхъ древъ» на этом месте была построена деревянная Спасо-Бочаринская церковь. Такое название она имела потому, что этот церковный праздник в народе назывался «Медовый спас», поэтому «Спасо-». Но откуда Бочаринская? Все дело в том, что неподалеку были Компанейская и Бочарная слободы, где жили работавшие для армии пивовары и бондари (бочары). Вот и получилась «Спасо-Бочаринская».
Компанейщик — член торговой или промышленной компании.
Бондарь (бочар)— ремесленник, изготавливавший бочки и другие емкости из дерева.
Первая церковь, видимо, сгорела в 1740е, и в 1744 году была построена вторая церковь, тоже деревянная (по другим сведениям — каменная). Ее строителями были компанейщики Д. Лукьянов и Ф. Сомовников. В 1749 году было разрешено построить каменную церковь с приделами Тихвинской Божьей Матери и священномученика Антипы.
Спустя три года строительство было окончено, а церковь освящена. Теперь-то понятно, почему на карте 1753 года изображено две церкви, а не одна. При церкви, как видим, в 1740–1750 точно было кладбище — о нем чуть позже.
В то же время деревянная церковь после постройки каменной была перенесена на Сенную площадь, где использовалась в качестве временной, пока не был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы («Спас-на-Сенной»).
Освященная в 1752 году каменная Спасо-Бочаринская церковь продолжала существовать на своем месте, однако «...съ умноженіемъ окрестнаго населенія церковь стала тѣсна; кромѣ того представляла неудобства отъ сырости и темноты». Только в 1865 году церковью занялись: «…верхняя церковь сдѣлана теплою; въ ней сдѣланъ паркетный полъ и новая, изъ плиты, лѣстница, съ чугунными перилами. Тогда же церковь обведена оградою и въ оградѣ сдѣлана каменная часовня». Очень много для восстановления храма в 1860–1870 гг. сделал протоирей Василий Яковлевич Михайловский; в частности, он привлек значительные пожертвования прихожан. Одним из них был Михаил Савинович Корнилов, владелец фарфорового завода, на котором был изготовлен фарфоровый (!) иконостас для Спасо-Бочаринской церкви.
Кстати, отношения между В.Я. Михайловским и М.С. Корниловым были, вероятно, дружескими: сохранилась икона с дарственной надписью: «Сiя икона на фарфоре принадлежитъ Священнику Спасобочаринской церкви, Василию Михайловскому. Сделана на Корниловском Заводе въ декабре 1878», которую отец Василий получил на свои именины в 1878 году.
Икона декорирована модным для того времени методом травления, что позволило получить подобие золоченого оклада вокруг изображения святого. Тогда же эту технику стал применять и ИФЗ, однако завод Корниловых зачастую опережал его в освоении новых методов и приемов.
Что же все-таки с кладбищем? В том, что оно существовало, мы не сомневаемся: об этом сказано и в «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии», и в «Петербургском некрополе». Существовало оно, я полагаю, с 1710х годов (возможно, и раньше), когда была построена первая Спасо-Бочаринская церковь, и до 1770х, когда из-за эпидемии холеры были закрыты все городские кладбища, кроме Волковских и Смоленских. Правда, у того же Саитова мы встречаем, что захоронения случались и после закрытия (в 1773):
Думаю, это был единичный случай: Александра Ульяновича подхоронили к супруге и дочери, ранее погребенным на этом же кладбище. Подобные исключения имели место и на других закрытых в то время кладбищах, например, Благовещенском или Вознесенском.
Обратите внимание, на карте кладбище не отмечено как кладбище, хотя в тот период захоронения там точно были. Красным обведены предполагаемые границы некрополя: от Компанейской (сейчас — Комсомола) улицы на юг вдоль Перевозной (сейчас — Михайлова) улицы на небольшом вытянутом участке.
К концу XIX века территория кладбища частично была занята постройками церкви, частично осталась зеленой зоной — обычное состояние закрытого старого кладбища до революции.
А что там с церковью? После обновления Спасо-Бочаринская церковь была вновь освящена. Сохранилось несколько изображений ее интерьеров и вида снаружи:
Все изменилось после революции, правда, не сразу. В 1929 году церковь еще отмечали на карте:
Помните, что церковь располагалась на изломе улицы, очень близко к дороге? Это и сыграло в ее судьбе злую шутку. Спасо-Бочаринская церковь была закрыта и разобрана в 1932 году «в связи с расширением улицы и выпрямлением трамвайных путей ввиду частых наездов трамваев на безрельсовый транспорт». К осени на месте старинной церкви и кладбища был разбит сквер.
Вот так на месте одной из старейших церквей Петербурга и одного из старейших кладбищ появился обычный, ничем не примечательный, сквер. Фарфоровый иконостас Спасо-Бочаринской церкви частично сохранен в Эрмитаже, иконы из убранства — в Сампсониевском соборе, а память о небольшом кладбище горожан Выборгской стороны, надеемся, останется благодаря этому тексту.
Источники: