may 29, 2021
(Не)любовь к отеческим гробам
В одном из своих текстов о самарских некрополях я говорила, что судьбы нестоличных кладбищ порой трагичнее столичных. Так, в Самаре не сохранилось ни одного дореволюционного некрополя, а их было более десяти! Всесвятское (Всехсвятское) кладбище было одним из самых больших и важных в городе, но даже захоронение на нем известного революционера не спасло некрополь от варварского уничтожения в 1930е годы.
История Всехсвятского кладбища берет свое начало в середине XIX века, тогда же оно было отмечено на картах (квадрат с крестиками справа от ул. Полевой):
В 1876 году чуть выше кирпичных сараев было построено здание самарского железнодорожного вокзала, проложены ж/д пути, и территория кладбища «подстроилась» под них. В это же время недалеко от основного кладбища возник старообрядческий участок.
Обратите внимание на небольшой участок, выступающий к ж/д путям: это участок старообрядцев-единоверцев, чья церковь находилась чуть подальше.
Здание церкви, кстати, сохранилось, хоть и в перестроенном в советское время виде.
К 1910 году Всехсвятское кладбище еще разрослось:
На этой карте отмечено не только уже знакомое нам православное кладбище с участком единоверцев, но и лютеранский (немецкий), военный, новый православный участки, кладбище разных сект и холерное (бывшее старообрядческое) и татарское кладбища. Интересно, что между участками кладбища жили люди: там располагался поселок Новый, но чаще его называли Закладбищенским.
В 1926 году Всехсвятское кладбище было официально закрыто, хотя захоронения продолжались до середины 1930-х годов. В 1930 году, после издания указа Горсовета 1930 года «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты», началось уничтожение некрополя, его территория стала постепенно застраиваться. Одним из первых расположившихся здесь предприятий стал хлебозавод №2, открытый в 1933 году. Большая часть кладбища была застроена жилыми домами, заводом «Волгакабель», у ж/д уже в наше время был построен торговый центр «Гудок» (чуть попозже поговорим об этом подробнее), а новый православный участок был превращен в парк (на углу ул. Спортивной и Урицкого).
Только два участка старого некрополя сохранились до наших дней: татарский и еврейский участки (на современной карте внизу справа указано мусульманское кладбище), находящиеся на отшибе.
Там и сейчас хоронят людей — это действующие городские кладбища.
Вернемся к застройке территории Всехсвятского кладбища. Значительное внимание к территории некрополя было привлечено в 2013 году, когда там началось строительство торгового центра «Гудок».
Грунт со стройки вместе с человеческими костями (почему бы и нет?) вывозился строителями на берег реки Самарки неподалеку, где это и было обнаружено местными жителями.
Произошел грандиозный скандал. Благодаря нему, впрочем, на строительную площадку допустили археологов. Началось первое с момента разрушения некрополя научное исследование. Фотографии с раскопок можно посмотреть здесь. К сожалению, никакие раскопки не помогут идентифицировать людей, погребенных на кладбище, ведь памятники и ограды, отчеющие захоронения, были разграблены еще в 1930х.
В 2017 году произошел новый скандал — при замене бордюров на ул. Фрунзе был найден фрагмент нагробной плиты Н. Щорса.
Удивительно, что и могилу революционера, казалось бы, «своего», постигла та же участь, что и дворянские или церковные захоронения. Кстати, утерянную было могилу Н. Щорса каким-то чудом нашли еще в 1949 году, останки перезахоронили, а один из парков Самары носит теперь имя Н. Щорса. А знаете, где расположен этот парк? На новом православном участке Всехсвятского кладбища.
Некоторые другие найденные при раскопках кладбища надгробия было решено перенести в Иверский монастырь, об уничтоженном некрополе которого я рассказывала ранее.
Что сделали с надгробиями, понятно. Но что же сделали с останками людей, найденными во время раскопок? Их перезахоронили на Рубежном кладбище в Самаре, установив памятник с информацией о 1371 перезахороненном самарце и скромные таблички вроде этой:
В 2020 году краевед Е. Бажанов направил мэру Самары и другим официальным лицам письмо с просьбой привести в порядок захоронения (очистить территорию от сорняков, отреставрировать памятник, заменить ограду), а также установить памятный знак с информацией о Всехсвятском кладбище рядом с ТЦ «Гудок». Насколько мне известно, письмо осталось без должного внимания.
Как повелось, немного расскажу о людях, некогда погребенных на Всехсвятском кладбищ. Разумеется, большинство захоронений на нем принадлежали обычным городским жителям, но некоторые принадлежали известнейшим людям не только Самары, но и всей России. Упомяну несколько имен:
- Евдокия (Авдотья) Шаляпина (мать Федора Шаляпина);
Известно, что Ф. Шаляпин приезжал в Самару в 1909 году и посещал Всехсвятское кладбище, чтобы найти могилу своей матери, скончавшейся от холеры в 1891 году.
Утром, в день своего единственного концерта в театре «Олимп», Федор Иванович отправился на Всесвятское кладбище. Певец безуспешно пытался отыскать место захоронения Авдотьи Михайловны, чтобы «хоть крест поставить над могилой». Священник Семен Андриановский смог указать ему это место только приблизительно. Певец взял на память комок кладбищенской почвы и, говорят, возил его в шкатулке с собой повсюду. По другим сведениям, великий бас и на минуту не расставался с самарской землей, храня ее завернутой в носовой платок в кармане пиджака, у самого сердца.
Федор Шаляпин: «Я взял комок земли, который храню и до сего дня, отслужил панихиду, поплакал о матери, а вечером, во фраке, с триумфом пел концерт. Как будто так и надо».
цитата по материалу с сайта sgpress.ru
- Александра Бостром (писательница, мать Алексея Толстого);
- Андрей Хардин (присяжный поверенный, помощником которого был Владимир Ульянов (Ленин));
- Виктор Мамонтов (актер городского театра, погибший на сцене);
- Михаил Челышев (городской голова, депутат Государственной думы);
- Николай Щорс (красный полководец, «украинский Чапаев»);
- Владимир Мяги (революционер, комиссар 4-й Армии Восточного фронта);
О поисках его захоронения (кажется, даже успешных) можно почитать здесь. В Самаре именем В. Мяги названа улица.
- Константин Головкин (купец, художник, краевед);
По иронии судьбы, в своих краеведческих заметках он писал о Всехсвятском кладбище, где позднее был похоронен — и где была потеряна его могила. Кстати, именно ему принадлежала известная “Дача со слонами”, объект культурного наследия России:
- Сергей Платонов (известный российский историк).
Не знаю, как вам, а мне стыдно смотреть в глаза людям на этих фотографиях. Глупость или нет, но мне кажется, что мы виноваты перед этими людьми и тысячами других людей, память о которых была безжалостно растоптана.